Растим и храним детство!
  • +7 (47364) 2-48-14
Нововоронеж, Победы ул, 10А

Условия организации сопровождения воспитательно - образовательного процесса

 

ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Во всех группах ДОУ созданы условия для самостоятельной познавательной и творческой активности детей. Для реализации интересов и потребностей детей выделены зоны продуктивной деятельности, зоны психологической разгрузки, уголки природы.

В группах имеются д/игры (лото, домино, мозаика, наборы картинок, разрезные картинки, танграм), как фабричного производства, так и изготовленные руками воспитателей.

Для развития конструктивных способностей имеется разнообразный строительный материал (мелкий и крупный).

В каждой группе имеются ширмы для театрализованной деятельности детей, различные виды театра: настольный, пальчиковый, Би-ба-бо; уголки ряженья, маски для театрализованных игр и игр-драматизаций. Кроме того, имеется богатая костюмерная, в которой находятся костюмы сказочных героев, костюмы для танцев, театрализованных представлений, маски, шапочки, различные атрибуты.

Для реализации и развития изобразительных навыков детей в группах созданы уголки ИЗО, где имеются для свободного пользования детей краски, карандаши, кисти, различная бумага, бросовый и природный материал.

Для воспитания экологической культуры в группах созданы уголки природы; имеются д/ игры, муляжи овощей и фруктов, гербарии, коллекция минералов, различные плакаты и картинки, зоологическое домино. Имеется кабинет экологического воспитания.

В ДОУ имеется спортивный зал (переоборудованный из групповой комнаты) с необходимым спортивным оборудованием (мячи, скакалки, дуги для подлезания, мешочки с песком, флажки, султанчики, ленты, косички, маты, велотренажеры, диски, гимнастические скамейки, шведские лестницы, резиновые коврики с шипами и др.) В группах имеются кегли, мячи, массажные коврики. На участке имеется спортивная площадка, яма для прыжков, волейбольная сетка, лианы для лазанья, лестницы, горки.

Для развития элементарных математических представлений, для обучения детей счету, развития представлений о величине предметов и их форме, в группах имеются разнообразный раздаточный и демонстрационный материал.

В ДОУ имеются глобусы, карты, песочные часы, календари, наборы картин, настольно-печатные игры, атрибуты к различным сюжетно- ролевым играм и др. игрушки.

В ДОУ оборудованы и действует логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога.

 

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то в ДОУ организации игровой деятельности уделяется большое внимание.

Педагоги создают условия для начала и продолжения игры детей:

  • создают условия для обогащения детей впе­чатлениями, которые могут быть использо­ваны в игре (читают вместе книги, прослу­шивают музыкальные записи, обсуждают события из жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, про­гулки, посещения музеев, театров; обращают внимание детей на профессиональную дея­тельность людей и их взаимоотношения, на взаимосвязь явлений и событий в живой и неживой природе и пр.);

Воспитатели стараются соблюдать баланс между игровой и другими видами деятельности, не заменяют время, предназначенное для игр, другой деятельностью, обес­печивают плавный переход от игры к заняти­ям и режимным мероприятиям;

В течение дня педагоги планируют различные виды игровой деятельности: подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, д/игры, настольно-печатные, конструктивные, театрализованные. обеспечивают баланс между различными играми (подвижными и стационарными, ин­дивидуальными и совместными, дидактиче­скими и сюжетно-ролевыми и пр.)

Воспитатели предоставляют детям возможность самостоятельно выбрать сюжет игры и развить его по своему усмотрению. Принимают совместное участие в подвижных играх, играх - драматизациях.

Создают условия для общения между детьми в ходе игры:

  • организуют совместные игры детей (предла­гают игры с разным числом участников, в том числе учитывая при этом привязанность между детьми; объединяют отдельные груп­пы играющих детей общим сюжетом; орга­низуют совместные игры детей разных воз­растных групп в целях их взаимного обога­щения игровым опытом и пр.);

  • развивают способы игрового общения между детьми как исполнителями ролей (диалоги персонажей, взаимодействие с другими «ак­терами»);

  • развивают у детей умение общаться друг с дру­гом в рамках игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к парт­неру, тактично улаживать конфликты и пр.)

Педагоги ДОУ создают условия для развития творческой активности детей в игре:

  • не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения однообраз­ных сюжетов, ходов и приемов;

  • предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.);

  • поощряют детей к импровизации в игре (разра­ботка сюжетов; ввод оригинальных персонажей в традиционные игры;

  • совмещение ролей, изго­товление игрового реквизита, костюмов и пр.);

  • стимулируют детей пользоваться предмета­ми – заместителями, рациональ­но использовать имеющееся оборудование в играх;

  • способствуют возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь;

  • вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.);

  • внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры.

При организации игр педагоги применяют индивидуальный подход:

  • проводят игры с учетом личностных особен­ностей и потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчи­вых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии; игры, воспи­тывающие самоконтроль у гипперактивных и агрессивных детей и т.п.);

  • обращают особое внимание на застенчивых, малоактивных детей (устраивают для них привлекательные игры, оказывают под­держку в ходе игры, выдвигают их на цен­тральные роли и т.п.);

  • способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют иг­ры отдельно для мальчиков и девочек, а так­же совместные игры; предлагают роли мам, хозяек и др. для девочек; роли, связанные с мужественными профессиями, — для маль­чиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, реквизи­та, костюмов);

  • поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре

Педагоги способствуют развитию у детей различных форм игры:

  • организуют сюжетно-ролевые игры;

  • организуют игры по определенным прави­лам;

  • способствуют началу режиссерской игры;

  • организуют игры-представления;

  • организуют игры-фантазии (придумывание сказок и пр.);

  • организуют подвижные и спортивные игры;

  • проводят дидактические игры в педагогиче­ском процессе; приобщают к играм разных народов

Психолого-педагогический процесс педагоги строят в игровой форме, с использованием игровых методов и приемов.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ С ДЕТЬМИ

Сотрудники ДОУ стараются создать для детей домашнюю обстановку, атмосферу эмоционального благополучия. В общении с детьми сотрудники проявляют терпение, спокойное доброжелательное отношение, которое стараются строить на уважении и доверии к ним, стремятся установить с детьми доверитель­ные отношения, проявляют внимание к их настроениям, желаниям, успехам и неудачам. В течение дня общаются не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.

В режимных моментах и во время занятий оказывают детям помощь и поддержку, позволяют им действовать в том темпе, который удобен ребенку; поощряют самостоятельность детей при вы­полнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение, отдаваемое тому или иному блюду). С большим вниманием и терпением относятся к застенчивым детям, постоянно поощряют их и подбадривают. Ко всем детям сотрудники обращаются по имени, побуждают к высказыванию своих чувств и мыслей. Достижения ребенка сравнивают только с его собственными, стараются корректно отмечать их недостатки. Учебно-воспитательный процесс воспитатели строят с учетом индивидуальных особенностей детей, проявляя уважение к личности каждого ребенка.

В группах раннего возраста педагоги обращаются с детьми ласково, с улыбкой, по­глаживают, обнимают, часто берут на руки; мягко обращаются с детьми во время прове­дения режимных процедур, в том числе ут­ром при встрече с детьми, во время приема пищи, при подготовке ко сну; общаясь с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз» (говоря с ребенком, педагог при­саживается рядом, берет ребенка на руки); собственным примером побуждают детей к проявлению сочувствия. Взрослые откликаются на любую просьбу ребенка, проявляют заинтересованность к тому, что он делает, стараются прийти ему на помощь в случае затруднения, подбадривают их. Педагоги предоставляют детям возможность самостоятельно выбрать игрушку, занятие, партнера для совместной игры. Сотрудники ДОУ никогда не прибегают к физическому наказанию, не пугают и не унижают детей.

В группах старшего дошкольного возраста сотрудники не ограничивают игру, свободный разговор детей, оживленную деятельность, не унижают детей перед сверстникам, не ущемляют их достоинства. Порицания за проступки педагоги делают только относительно действий, а не личности ребенка, отмечают его достижения, обращают внимание на возможности и способности ребенка, при этом его достижения сравниваются только с его собственными, а не с достижениями других сверстников. Не допускают возникновения у застенчивых, робких детей негативных переживаний, стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода конфликта в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы; помогают детям овладевать речевыми спосо­бами общения (называть друг друга по име­ни, формулировать свои желания, просьбы, договариваться о чем-либо, благодарить за помощь и пр.

В ходе совместных игр и занятий взрослые обращаются к детям только по имени, помогают освоить трудное действие, проявляют заинтересованность к их желаниям и потребностям.

При общении с детьми педагоги используют педагогику сотрудничества.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

В ДОУ работает педагог-логопед, который осуществляет коррекцию развития детской речи. Работа по коррекции речи ведется в форме групповых и индивидуальных занятий; проводится консультативная работа с педагогами по вопросам развития речи дошкольников и с родителями, дети которых имеют нарушения речи.

Сотрудники ДОУ стараются создать активную речевую среду: постоянно используют на занятиях и в режимных моментах малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки, стихи и т. п.), знакомят детей скультурными речевыми образцами. Воспитателями оформлены альбомы по развитию речи: «Говорите правильно», «Эти трудные глаголы», «Удивительные рассказы».

Педагоги побуждают детей к общению с взрослыми и сверстниками, побуждают детей обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, выска­зываниями (отвечают на все вопросы ребенка,внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познаватель­ному общению во время прогулки, в беседах по поводу прочитанного и т.д.); поощряют детей к рассказыванию; приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Развитие речи на занятиях и в свободной деятельности в каждой группе направлено:

  • на обогащение словаря, формирование умения строить пред­ложения, правильное и четкое произнесение слов (вторая млад­шая группа);

  • развитие умения составлять рассказы (из личного опыта, по картине, об игрушке), совершенствование звуковой культу­ры речи, уточнение и активизацию словаря (средняя группа);

  • совершенствование грамматического строя речи, словотвор­чества, активное использование образных средств вырази­тельности, овладение связной монологической речи (стар­шая группа);

  • в подготовительной к школе группе — на развитие фонема­тического слуха и навыков звукового анализа речи, совершен­ствование умения пользоваться краткой и развернутой формой ответа.

 

Воспитатели ведут большую работу по звуковой культуре речи в соответствии с воз­растными возможностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражатель­ные игры, проводят занятия по звуковому анализу слов, используют скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.); проводят артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры. дидактические игры, используют потешки, чистоговорки, скороговорки, заучивание стихотворений. В группе № 5  имеется аудиозапись чистоговорок в музыкальном сопровождении на каждый звук.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В детском саду созданы все необходимые ус­ловия для художественно-эстетического развития детей. Предмет­но-развивающая среда соответствует современным требованиям и направлена на развитие в детях творческой активности. В ДОУ имеются образцы народного прикладного искусства: деревянная хохломская посуда, жостовские подносы, дымковские и филимоновские глиняные игрушки, игрушки из соломы, репродукции картин, образцы декоративной росписи, подборка открыток и буклетом музеев России и мира.

В ДОУ собран необходимый наглядный материал для творческой самореализации детей в изодеятельности. В каждой группе выделены и эстетически оформлены зоны продуктивной деятельности,в которых для свободного пользования детей подобран разнообразный изобразительный материал (бумага разной фактуры и размера, краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры пластилин, различные трафареты, штампики др.), в том числеприродный и бросовый материал, собранные педагогами совместно с детьми и их родителями. В группах имеются доски творчества, изготовленные воспитателями совместно с родителями из ковролина, на которых дети с удовольствием «рисуют» нитками разного цвета. В группах №10 и №11 есть прозрачные мольберты. Воспитателями оформлены альбомы: «Голубое чудо», «Золотая хохлома», «Дымка», «Оригами», «Русская матрешка», «Воронежский музей изобразительных искусств им. Крамского» и др . Подобрана методическая и художественная литература по изобразительной деятельности.

Весь материал результативно используется.

В организованной деятельности педагоги знакомят детей с различной техникой изобразительного творчества, как с традиционной, так и с нетрадиционной («по сырому», «кляксография», «пальчиками и ладошками», «тампонирование», «рисование жатой бумагой», «рисование свечой», «нитопись» и др.), знакомят с различными жанрами изобразительного искусства: портретом, пейзажем, натюрмортом, декоративным росписям, помогают освоить различные примы работы с пластическим материалом: пластилином, глиной, тестом.

При организации непосредственно образовательной деятельности по ИЗО  педагоги сочетают индивидуальные и коллективные виды дея­тельности детей, отдавая приоритет их собст­венной инициативе, фантазии и желаниям: вовлекают детей в коллективные формы творческой деятельности (создание панно, декораций и пр.). В коллективных формах творческой деятель­ности они создают условия для самореализации каждого ребенка (совместно с детьми фор­мулируют и обсуждают замысел, подбирают и изготавливают необходимые материалы, распределяют задачи и т.п.); предоставляют право выбора ребенку рисо­вать (лепить, делать аппликацию) по собст­венному замыслу либо участвовать в осуще­ствлении коллективного замысла.

Педагоги стремятся пробудить у ребенка собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом (используя игровые приемы, облекая задание в сказочный сюжет, организуя обсуждение с детьми возможных вариантов изображения и пр.)

Педагоги ДОУ стремятся пробудить у детей интерес к изобразительной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они предлагают для рассматривания и обсуждения репродукции произведений искусств различных видов и жанров (пейзажи, натюрморты, портреты); предметы и произведения народно-прикладного жанра (хохлома, гжель, филимоновские свистульки, дымковские игрушки, городецкая роспись). Во время прогулок и природоведческих экскурсиях воспитатели обращают внимание своих воспитанников на красоту природы в разное время года и суток

В ДОУ систематически оформляются тематические выставки детских рисунков и поделок из природного материала («Золотая осень», «Портрет моей мамочки», «К звездам!», «День Победы», «С днем рождения любимый город!», «Мой четвероногий друг», «Веселая флотилия», «Картофельные чудеса» и др.).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ

В ДОУ созданы благоприятные условия физического развития и охраны жизни и здоровья детей. Соблюдаются гигиенические требования к максимальной нагрузке в организованных формах обучения в соответствии с требованиями САнПиН.

В ДОУ имеется спортивный зал (переоборудованный из группового помещения) с необходимым спортивным оборудованием (мячи разного диаметра, скакалки, гимнастические палки, обручи, кегли, ленточки, косички, флажки, султанчики, мешочки с песком разного веса, дуги для подлезания, стойки для прыжков, баскетбольные щиты, канаты, гимнастические скамейки, шведские стенки,  маты, лыжи, детский велосипед и др.), что позволяет проводить с детьми упражнения на развитие разных групп мышц и основных видов движения.

В целях укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и охраны жизни детей педагоги ДОУ в своей работе используют различные здоровьесберегающие технологии:

  • ежедневно проводятся различные виды утренней гимнастики (с предметам и без, через имитацию движений, через хоровод, через свободные танцевальные движения др.);

  • закаливающие процедуры (хождение босиком и принятие воздушных ванн после дневного сна, проведение прогулки в облегченной одежде, принятие воздушных и солнечных ванн в теплое время года);

  • использование физминуток при проведении занятий, пальчиковых игр;

  • в течение дня педагоги используют упражнения на снятие мышечного напряжения (упражнения на релаксацию);

  • В комплекс утренней и корригирующей гимнастки после дневного сна педагоги включают дыхательные упражнения; упражнения направлены на предупреждение развития плоскостопия и профилактику нарушений осанки; самомассаж; хождение по дорожкам «Здоровья» (мелкие камушки, шишки, ребристые доски, шипованные коврики т. п.), которые педагоги ДОУ изготовили сами при участи родителей;

  • В целях профилактики глазных заболеваний используют методику В. Базарного и комплекс упражнений для глаз Аветисова;

  • Все занятия проводятся в режиме смены динамических поз;

  • В целях охраны и укрепления психоэмоционального здоровья детей педагог-психолог проводит с ними аутотренинги и психогимнастику, сказкотерапию;

  • Во время эпидемий заболевания гриппом и ОРВИ в каждой группе проводится чесночно -луковая фитотерапия,

  • Для укрепления повышения иммунитета детей В ДОУ осуществляется витаминизация третьих блюд.

  • Питание детей организованно в соответствии с медицинскими требованиями.

При проведении физкультурных занятий инструктор по физическому воспитанию учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития детей, состояние здоровья, половую принадлежность. Внимательно наблюдает за самочувствием каждого ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки, новые упражнения (учитывает цвет лица, потливость, частоту и глубину дыхания и т.п.; использует хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей и т.п.);

В ДОУ проводятся различные виды физкультурных занятий (круговая тренировка, сюжетно-игровые, предметно-образные, по интересам и др.) и формы организации детей на них (фронтальная, подгрупповая).

При выполнении физических упражнений в различных вариан­тах и сочетаниях, используются различные исходные положения — сидя, стоя, лежа и т.п.);

Для реализации потребности детей дошкольного возраста в движении в каждой группе оформлены спортивные уголки, оснащение которых соответствуют возрастным и программным требованиям. В течении дня педагоги планируют и проводят различные виды двигательной активности: подвижные игры разной плотности, направленные на развитие и закрепление различных видов движений (бег, прыжки, лазанье, метание), игры с элементами спорта, спортивные игры, игры-эстафеты, соревнования, физические упражнения. В режиме дня педагоги выделяют время для свободной двигательной активности детей; поддерживают возникновение у детей в про­цессе физической активности положительные эмоции, чувства так называемой «мы­шечной радости»

Педагоги ДОУ способствуют становлениюу детей здорового образа жизни: развивают у детей навыки личной гигиены. При выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состоянии различных частей тела; учат пользоваться салфетками, носовым платком, гигиеническими предметами индивидуального пользования.

В группах младшего дошкольного возраста красочно оформлены алгоритмы последовательности действий при мытье рук и одевании на прогулку.

В ДОУ регулярно планируются и проводятся «Дни здоровья», различные спортивные праздники и развлечения («Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Джунгли зовут», «Зимние забавы», «Аты – баты, мы солдаты!» и др.)

Педагоги ДОУ привлекают родителей к формированию у ребенка здорового образа жизни (организуют консультации, беседы с родителями; обеспе­чивают согласованность и преемственность в оздоровлении и физическом развитии детей в семье).

 

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Программа развития математических представлений включает в себя следующие разделы:

  • количество и счет;

  • величина;

  • форма;

  • ориентировка во времени и пространстве;

  • логика.

 

Педагогами ДОУ создаются условия для развития математических представлений в разных видах деятельности: на занятиях; в играх; предметной деятельности; в режимных моментах. Используя познавательные игры, совместное обсуждение возникающих вопросов, педагоги развивают логическое мышление, самостоятельность. Взрослые создают ситуации, в которых дети сравнивают предметы по определенным признакам, производят математические вычисления (сложение, вычитание), проводят измерения. Учат детей оперировать математическими понятиями, производить классификацию, считать и отсчитывать, ориентироваться в пространственных и временных понятиях.

Выполняя задания, дети знакомятся с базовыми арифмети­ческими и геометрическими понятиями и их основными свой­ствами на доступном для них уровне, учатся распознавать про­стейшие геометрические фигуры, измерять длины предметов, устанавливать общие закономерности.

Педагоги знакомят детей в соответствии с их возрастным возможностями с различными способами измерения, показывают как пользоваться основными измерительными средствам (линейкой, мерным стаканом, условной меркой, весами), учат детей пользоваться элементарными условными обозначениями – знаками (цифры, разные метки, символы, заместители, «+», «-», «=».). Учат ориентироваться относительно себя и на плоскости, понимать что такое «спереди – сзади», «слева - справа», «верх - низ», «рядом» и пр. учат пользоваться планами, схемами, моделями: «Помоги зайчику пройти к дому», «Найди, где спрятан клад» и т.п.

В каждой группе в соответствии с возрастными возможностями детей педагогами ДОУ изготовлены макеты-схемы, позволяющие знакомить дошкольников с временными представлениями (время суток, года, дни недели); педагоги знакомят детей со значением слов «вчера», «сегодня». «завтра» и т. д., рассказывают об определении времени по часам).

Для развития у детей логического мышления, внимания, воображения, познавательного интереса используются разнообразные приемы и методы:

  • комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать две-три задачи;

  • самостоятельная работа с раздаточным материалом;

  • самостоятельная работы в тетрадях на печатной основе;

  • словесные игры и игровые упражнения «Считай дальше», «Скажи наоборот», «Назови соседей», «Что изменилось?», «Считай не ошибись», «Найди пару», «Измени число» и др.

  • индивидуальная работа;

  • решение логических задач в игровой форме «Посели фигуры в домик», «Найди лишнюю фигуру», «Закончи фразу» (логические концовки), «Геометрическое лото» др.

В целях развития самостоятельности и творческой активности детей педагоги используют познавательные игры; стимулируют исследо­вательскую деятельность и экспериментиро­вание детей; организуют проблемные ситуа­ции их совместное обсуждение и т.п.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В МКДОУ «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа - г. Нововоронеж»» создаются условия для театрализованной деятельности детей.

В музыкальном зале имеются разнообразные ширмы (стационарные, передвижные) для кукольных спектаклей и театрализованных представлений. Имеется богатый выбор театральных костюмов (сказочные персонажи, народные костюмы, костюмы для хореографических постановок), различные маски, атрибуты, декорации

В каждой группе силами воспитателей и родителей изготовлены перчаточные куклы для кукольных спектаклей; из бросового материала (флаконы, пробки, коробки) создан настольный театр, имеются плоскостные театры, театр ложек и уголки ряженья.

Дети с большим удовольствием участвуют в театрализованных представлениях и играх – драматизациях.

Педагоги ДОУ поощряют исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на заня­тиях и др.); развивают у детей, в соответствии с их инди­видуальными особенностями, способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстника­ми (в том числе приглашают на главные роли застенчивых детей, включают в спектакли детей с речевыми дефектами, обеспечивают активное участие каждого ребенка в спектак­лях и других выступлениях и пр.); побуждают детей к импровизации средства­ми мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче харак­терных особенностей различных персонажей, собственных эмоциональных состояний, переживаний); учат детей различать настроения, пережива­ния, эмоциональные состояния персонажей, передаваемые различными средствами (педа­гог демонстрирует с помощью мимики и движений радость, горе, гнев, удивление и пр., предлагает детям определить свое эмоциональное состояние; исполняя роль, ребенок произносит одну и ту же фразу с разными интонациями, а другие дети угады­вают характер и настроение персонажа); предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения (в том числе сюжетов, ролей, атрибутов, костюмов и пр.)

На занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях педагоги используют игры-драматизации; на занятиях по художественному труду и в свободной деятельности изготавливают атрибуты и элементы костюмов и декораций, тем самым, осуществляя взаимосвязь театрализованной и других видов деятельности.

В целях приобщения детей к театральной культуре в ДОУ постоянно приглашаются актеры из Воронежских театров, филармонии. Организуются просмотры театрализованных представлений в ДКиТ.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ДОУ созданы хорошие условия для музыкального воспитания детей.

В ДОУ имеется просторный музыкальный зал, электропианино, аккордеон, музыкальный центр, магнитофоны, проигрыватель, детские музыкальные инструменты и др.

На музыкальных занятиях дети овладевают элементарной игрой на музыкальных инструментах (металлофон, бубен, погремушки, деревянные ложки, румбы, музыкальный треугольник, маракасы, ксилофон, детский аккордеон и др.)

Для прослушивания музыкальных произведений имеется проигрыватель с фонотекой, магнитофоны с аудиокассетами.

Музыкальное сопровождение, по мере возможности, включается в различные виды деятельности (при проведении утренней гимнастики, на занятиях по изодеятельности, физкультурных занятиях, во время игровой деятельности).

Музыкальными руководителями созданы д/игры и пособия для развития музыкальных способностей детей.

В целях развития у детей музыкальных способностей, умения различать звуко -высотный ряд, узнавать ритмический рисунок и тембр музыкального произведения музыкальные руководители используют музыкальные дидактические игры, приемы моделирования и пр. Развивают у детей способности к пению. В соответствии с характером музыки показывают детям музыкально-ритмические движения. На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными жанрами (вальс, марш, полька, колыбельная и пр.), учат их узнавать. Приобщают детей к мировой и национальной музыкальной культуре: знакомят детей с произведениями классиче­ской музыки (организуют прослушивание музыкальных произведений, беседуют об их содержании, композиторах и т.п.); знакомят детей с произведениями народной музыки и песенного фольклора (организуют их прослушивание и исполнение; знакомят с час­тушками, колядками; водят хороводы и пр.); развивают представления у детей о различ­ных видах музыкального искусства (опера, балет и т.д.).

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Экологическое воспитание является одним из направлений области «Познание» содержание которой усиливается парциальной программой Николаевой «Юный эколог».

В методическом кабинете ДОУ муляжи фруктов, овощей, грибов; гербарии растений, большое количество предметных картинок плакатов: насекомые, животные, растения, птицы, рыбы, грибы, природные зоны и ландшафты. В достаточном объеме имеется учебно – методическая и научно-познавательная литература.

В каждой группе имеется уголок природы, в котором находятся различные виды комнатных растений, подобранных в соответствии с программными требованиями в каждой возрастной группе.

Результаты наблюдений за погодой, сезонными явлениями дети, начиная со средней группы, вносят в календари природы.

Занятия по экологии включают в себя теоретическую и прак­тическую часть (опыты). Для воспитания у ребенка интереса и положительного отношения к объектам природы педагоги детского сада используют различные методы:

самостоятельная работа с раздаточным материалом;

дидактические игры и игровые упражнения «Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Где, чей домик?», «Детки на ветке», «Рассели животных», «Кто быстрее?» и т.д.;

- индивидуальная работа;

  • наблюдения на прогулке;

  • целевые экскурсии;

  • экспериментирование и опытническая деятельность

При организации занятий, природоведческих экскурсий, наблюдений в природе воспитатели ДОУ используются наглядные, словесные, практические методы и приемыобучения. Педагоги знакомятся детей с объектами живой и неживой природы, их разнообразием, взаимодействием друг с другом, учат детей устанавливать причинно-следственную связь между действиями человека и состоянием природы. Знакомят детей с проблемой загрязнения окру­жающей среды (объясняют, как ухудшение экологических условий влияет на жизни чело­века и живой природы, знакомят с правилами личной гигиены: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.);предоставляют ребенку возможность усваи­вать предлагаемую информацию в доступной форме (привлекают для этого художественную литературу, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии в лес, парк и т.д.). Через создание проблемной ситуации, использование технологии ТРИЗ (метод импатии), через демонстрацию личного поведения в природе, посредством беседы педагоги способствуют развитию у детей ответственного, бережного отношения к природе (не ломать ветки, не рвать цветы, убирать мусор за собой в лесу, кормить зимой птиц пр.), способствуют формированию у них понимания того, что Земля – наш общий дом, а человек лишь часть природы.

В рамках развития у детей творческой самостоятельности в ДОУ систематически устраиваются тематические выставки рисунков и поделок из природного материала, конкурсы («Золотая осень», «Наши меньшие друзья», «Друзья леса», «Зимушка – зима», «Люблю тебя мой край родной!», «Осенний букет», «Картофельные чудеса», «Огород на окне», «Лучшая клумба», «Огородная сказка» и др.), составляют совместно с родителями гербарии («Растения нашего участка», «Луговые и полевые цветы» и др.).

Уже стало традицией проводить в ДОУ силами детей и педагогов экологические праздники и развлечения ( брейн-ринг «Наш дом природа» ; «Удивительный лес» ; «День рождения березки» ; КВН между старшими гр. «Мы – друзья природы»; «Праздник волшебной воды»; «Вот труба – над нею дым»; «У природы нет плохой погоды»; «Раз картошка, два картошка»).

.

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Организация работы по развитию конструктивных способностей у детей осуществляется по следующим разделам:

  • Конструирование из строительного материала;

  • Из бумаги и бросового материала;

  • Из природного материала

В ДОУ используются различные виды занятий по конструктивной деятельности:

  • конструирование по образцу;

  • по модели;

  • по заданным условиям;

  • по простейшим чертежам, фотографиям и наглядным схемам;

  • по замыслу;

  • по заданной теме.

При обучении детей конструированию педагоги используют различные методы и приемы:

  • Показ (поэтапный при конструировании из бумаги и других материалов);

  • Объяснение;

  • Обследование готового образца;

  • Вопросы;

  • Индивидуальный показ какого-то нового приема, способа действия.

Работу на занятиях педагоги строят в различной форме: коллек­тивная, индивидуальная, групповая.

На занятиях по конструированию из строительного материала педагоги учат детей анализировать предметы, выделять характерные признаки в них и сравнивать по этим признакам. Развивают способность устанавливать различные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения, зависимость скорости от высоты горки т. д.). Развивают конструктивные умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочным, связывая между собой редко поставленные кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий. Знакомят детей в соответствии с их возрастными возможностями со свойствами деталей (формы, цвет, размер и пр.), способами их соединения в плоскостных (в выкладывании мозаики, разрезных картинок, танграмов и т. п.) и объемных конструкциях, показывают, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способа соединения отдельных элементов. Учат различать геометрические формы объемных деталей (куб, призма, цилиндр, конус пр.) и архитектурные формы (арки, колонны)

При работе с бумагой педагоги развивают умения у детей сгибать лист бумаг пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учат работать по готовой выкройке, по несложному чертежу. При изготовлении игрушек – самоделок из бросового и природного материала дети знакомятся со свойствами этих материалов, учатся использовать его в соответствии с задуманной конструкцией, учат устанавливать связь между формой предмета и его назначением, использовать естественную форму природного материала.

В процессе конструирования педагоги развивают умение работать целенаправленно, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество, побуждают детей к сотрудничеству при создании сложных построек, помогают создать общий замысел.

В нашем ДОУ сложилась хорошая традиция устраивать выставки поделок из природного и бросового материала изготовленных совместно детьми и их родителями. Фотографии с наших выставок можно увидеть в разделе "Конкурсы, смотры" и "Фотогалерея".

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА

В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

 

Читая детям сказки, мифы, легенды разных народов мира, рассказывая об образе жизни человека в древности, воспитатели формируют у детей представления об истории цивилизации. На занятиях по познавательному развитию педагоги развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе: знакомят детей с историей изобретения бытовых приборов, рассказывают о развитии средств коммуникации, знакомят с усовершенствованием средств передвижения, о развитии труда человека, рассказывают об изменении условий быта человека.

Знакомство с традициями национальной и православной культуры проходят через специально организованные тематические праздники и развлечения: «Праздник Рождества», «Веселая масленица», «Открывай ворота – на пороге коляда», «Праздник русской березки», «Светлое Христово воскресенье» и др. в праздниках принимают участие сотрудники, родители и представители местного православного Храма.

 

Педагоги ДОУ, начиная с младшего до­школьного возраста, уделяют большое внимание формированию у детей навыков безопасного пове­дения в различных опасных ситуациях. В каждой группе оформлен уголок по правилам дорожного движения. Педагоги объясняют детям, что каждый ребенок должен знать свое имя, домашний адрес, номер телефона и как ими пользоваться в случае, если он потерялся, учат соответствующему поведению в различных ситуациях.

На занятиях по правовому воспитанию знакомя детей с правами человека, педагоги способствуют развитию у них чувства соб­ственного достоинства, осознания своих прав и свобод, развивают у детей уважение к чувству собст­венного достоинства и личным правам дру­гого человека (учат не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов, исполь­зуя игры и проблемные ситуации).

Читая художественную литературу, рассказывая о жизни детей разных стран, педагоги ДОУ способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от их соци­ального происхождения, расовой и националь­ной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе от внешнего облика, физических недостатков и пр.);

 

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТРНЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Педагоги обеспечивают условия для раз­вития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира. Используют прие­мы детского экспериментирования, опытническую деятельность, организуя игры с песком, снегом, водой, тестом, проводя наблюдения в природе, педагоги знакомят детей с различными свойствами ве­ществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вяз­кость, плавучесть, растворимость и др.

Устраивая соревнования в беге наперегонки или запуск заводных игру­шек, наблюдения за движением транс­порта, педагоги знакомят детей с основными видами и характери­стиками движения: скорость, направление и др.

Знакомя детей с глобусом, картами, рассказывают о земном шаре, педагоги обеспечивают условия для разви­тия у детей географических представлений

На занятиях по познавательному и экологическому развитию, во время природоведческих экскурсий, используя художественную литературу, репродукции картин, воспитатели ДОУ и педагог-эколог знакомят дошкольников с различными природно-климати­ческими зонами, условиями жизни на Земле, с разными видами ландшафта.

Имеющаяся в ДОУ карта Солнечной системы и звездного неба являются хорошим подспорьем в развитии у детей элементарных представлений о Сол­нечной системе.